Оглавление
Как процедура менялась с годами
Что такое профессиональный риск
Что такое оценка профессиональных рисков
Кто обязан проводить оценку рисков
Когда нужно оценивать профессиональные риски
Кто проводит оценку рисков
Как провести оценку профессиональных рисков своими силами
Этап №1. Подготовка.
Этап № 2. Идентификация опасностей.
Этап № 3. Составление реестра опасностей.
Этап № 4. Оценка уровней рисков от идентифицированных опасностей.
Этап № 5. Управление рисками.
Какие документы должны быть по итогам оценки рисков?
Где можно применить результаты оценки рисков?
Ответственность за отсутствие оценки профессиональных рисков
Рассылка полезных материалов на почту
Анонсы новых статей, подборки лучших материалов и другие полезные письма. Всё — бесплатно, а мы обещаем не надоедать письмами
Как процедура менялась с годами
Собрали основные изменения в процедуре оценки рисков с момента её появления и до актуального времени.
2011 год. В Трудовой кодекс вводят определения «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками».
2016 год. Установлен порядок проведения оценки рисков. Классифицированы опасности в Типовом положении о системе управления охраной труда (Приказ Минтруда от 19.08.2016 N 438н).
2019 год. Роструд относит оценку профессиональных рисков к базовым процедурам СУОТ. Появляется первый перечень процедур, в которых могут быть использованы результаты ОПР (приказ Роструда от 21.03.2019 № 77).
2021 год. Минтруд добавляет практически во все правила по охране труда обязанность оценивать риски, которые могут причинить вред здоровью работника.
2022 год. Работодателя обязывают систематически выявлять, анализировать и оценивать опасности и профессиональные риски (№ 311-ФЗ). ОПР, иначе говоря, стала обязательной процедурой и теперь это зафиксировано законодательно.
Также вступает в силу новая редакция типового положения о СУОТ (приказ Минтруда № 776н от 29.10.2021). В неё систематизировали действия работодателей в рамках СУОТ на основе оценки и управления профрисками.
2023 год. Расширяют список процедур, где нужно применять результаты оценки рисков. Теперь, например, работодателям придётся провести ОПР, чтобы выдавать средства индивидуальной защиты.
Что такое профессиональный риск
Официальное толкование термина приводится в Трудовом кодексе РФ (статья 209 ТК РФ): «вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья».
Если переводить на русский язык, то во время выполнения своих обязанностей любой работник может с определённой вероятностью как-то пострадать: получить травму, профессиональное заболевание или даже погибнуть.
Вероятность получения травмы какой-либо степени тяжести и есть «профессиональный риск».
Что такое оценка профессиональных рисков
Оценка рисков — это процедура, которая помогает понять:
что угрожает сотруднику во время работы и из-за чего это происходит;
что произойдёт, если своевременно не заняться проблемой;
насколько высок шанс происшествия, как его уменьшить или устранить, а также — какие последствия могут быть.
Сама по себе оценка профессиональных рисков является основной частью системы управления профессиональными рисками. Её конечная цель — не просто выявлять и оценивать риски. Она стремится контролировать и снижать уровни рисков, а также ликвидировать их полностью, если это возможно.
Официальное определение понятия «системы управления профессиональными рисками» приведено в Трудовом кодексе РФ (статья 209): «комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков».
В 2025 году вся СУОТ выстраивается в целях управления профрисками.
Кто обязан проводить оценку рисков
Все работодатели обязаны выявлять опасности, оценивать и снижать уровни профессиональных рисков (ст. 218 ТК РФ). Вне зависимости от:
- от количества сотрудников;
- условий труда, установленных по итогам спецоценки;
- формы организации;
- отрасли или сферы деятельности.
ГИТ очень пристально проверяет работодателей на предмет проведённой ОПР. Во время внеплановой проверки ведомства отсутствие оценки рисков приведёт к серьёзным штрафам по статье 5.27.1 КоАП РФ.
Когда нужно оценивать профессиональные риски
Во-первых, перед вводом производственных объектов в эксплуатацию работодатель, помимо всего прочего, обязан оценить уровень рисков (ст. 214 ТК РФ).
Во-вторых, работодатель обязан систематически выявлять опасности и профессиональные риски, анализировать и оценивать их (п. 25 приказа Минтруда № 776н).
«Систематически» — понятие достаточно растяжимое. Конкретных сроков проведения процедуры в законодательстве не установлено, понятия «внеплановая оценка рисков» также нет. На практике это означает, что работодатель должен сам установить в ЛНА график проведения ОПР и основания для процедуры.
Вот какие ситуации можно считать поводом для повторной оценки рисков:
- изменение технологического процесса;
- изменение применяемых материалов или сырья;
- модернизация оборудования;
- авария, несчастный случай, профзаболевание;
- полученная работником микротравма.
Иначе говоря, оценку рисков следует проводить после любых изменений, которые косвенно или напрямую влияют на безопасность работы на предприятии.
Кто проводит оценку рисков
Оценку профессиональных рисков в организации может проводить как сам работодатель, так и сторонние организации. При этом требования законодательства к специалистам по оценке рисков достаточно лояльные.
Экспертные организации не обязаны находиться в специальном реестре или иметь отдельную лицензию.
А работодатель вправе сам выбирать, кого назначить ответственным за оценку рисков. Обычно это специалист по охране труда, но не обязательно — ответственным может быть любой сотрудник, прошедший соответствующую подготовку.
Как провести оценку профессиональных рисков своими силами
Обычно риски оценивают в пять этапов:
- подготовка;
- идентификация опасностей;
- составление реестра опасностей;
- оценка уровней рисков от идентифицированных опасностей;
- управление рисками.
Этап №1. Подготовка.
В организации уже должен быть алгоритм проведения оценки рисков — скорее всего его подготовили во время разработки положения о СУОТ. Если это не так, то следует подготовить отдельное положение по идентификации опасностей и определению уровня профессиональных рисков.
Далее определяется, как именно будут оцениваться риски.
Силами одного специалиста. Это допустимый подход для маленьких организаций с типовыми рисками.
В составе комиссии. Рекомендуемый вариант в большинстве случаев. Комиссия состоит не более чем из 10 человек и в неё обычно входят: специалист по охране труда, ответственные за электро- и пожарную безопасность, руководители структурных подразделений, а также представители профсоюза, если он есть.
По итогам этого этапа в организации должны появиться следующие документы:
- приказ о проведении оценки профессиональных рисков;
- приказ о создании комиссии по оценке профрисков, если её решили создавать.
Этап № 2. Идентификация опасностей.
Ключевой этап процедуры управления рисками. Во время идентификации опасностей можно опираться на Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей (приказ Минтруда от 31.01.2022 № 36).
Необходимо выявить все опасности, которые могут угрожать сотрудникам в процессе работы, а также идентифицировать их источники.
Выявление опасностей происходит состоит из трёх отдельных шагов:
- сбор исходной информации;
- анализ НПА;
- обход и осмотр рабочих мест.
Шаг № 1. Сбор исходной информации. Потребуется запросить обширный список документов, среди которых (п. 10 приказа Минтруда № 36):
сведения о видах выполняемых работ, зданиях, сооружениях, о территориях, оборудовании, технологических процессах, применяемых инструментах, сырье и материалах;
перечни НПА, содержащих государственные нормативные требования по охране труда и иные требования, связанные с безопасностью;
результаты специальной оценки условий труда и производственного контроля.
Шаг № 2. Анализ НПА. Структурируйте полученные документы и последовательно изучите их. Рекомендуется ориентироваться на п. 11 и таблицу № 1 из приказа Минтруда № 36.
В первую очередь приоритет должен отдаваться: требованиям ЛНА и НПА; должностным инструкциям; предписаниям и актам контролирующих органов; материалам расследования несчастных случаев, микротравм и профзаболеваний; сведениям об оказании работникам первой помощи и применении аптечек; жалобам и обращениям работников; уже имеющимся актуальным статистическим данным и так далее.
Шаг № 3. Обход и осмотр рабочих мест. Нужно осмотреть территорию предприятия, производственные здания, сооружения, маршруты проходов на рабочие места, места выполнения работ и путей эвакуации (п. 37 приказа № 36). Не лишним будет также:
- пронаблюдать за выполнением работниками порученной им работы и их действиями;
- опросить работников, специалистов и непосредственных руководителей работ;
- выявить источники опасностей и опасных ситуаций, связанных с выполняемыми работами, иных аналогичных действий;
- оценить исправность и режимы работы оборудования.
Этап № 3. Составление реестра опасностей.
По результатам предыдущего этапа потребуется собрать единый реестр опасностей.
Реестр рекомендуется оформить с привязкой к объектам исследования: территории работодателя, рабочему месту, рабочей зоне, выполняемой работе, нештатной или аварийной ситуации.
Обновление должно происходить после проведения спецоценки условий труда, выполнения мероприятий по улучшению условий труда, введения нового оборудования и иных мероприятий, способных оказать влияние на состав воздействующих на работников опасностей.
На данном этапе в реестр рекомендуется внести (п. 33 приказа № 36):
- наименование объекта исследования;
- наименование предварительно идентифицированной опасности;
- описание потенциального опасного события в соответствии с Примерным перечнем опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ;
- наименование объектов возникновения опасности;
- перечень рабочих мест и иных объектов исследования, которые подвергаются воздействию опасности.
Опасности лучше всего будет расположить в порядке убывания: от наиболее значимых к менее значимым.
Готовый реестр опасностей должен утвердить работодатель. Затем следует ознакомить работников с подписанным документом.
Этап № 4. Оценка уровней рисков от идентифицированных опасностей.
На этом этапе выбирают метод, исходя из поставленных задач, оценивают профессиональные риски и составляют карты рисков для каждого рабочего места.
Как выбрать подходящий метод для оценки рисков. Всего в мире существует около 100 методов анализа и оценки рисков. В России в основном рассматривают утверждённые ГОСТ Р 58771-2019 методы, которых порядка 40 — но даже такого количества достаточно для любых задач и типов организаций.
В реальной практике в большинстве случаев применяют всего 7 методов:
- контрольные листы;
- матричный метод;
- анализ «галстук-бабочка»;
- метод Файна-Кинни.
- метод анализа «дерево решений»;
- SWIFT;
- анализ эффективности затрат.
Для целей малого и среднего бизнеса вполне подойдут первые два метода из перечня выше: «контрольные листы» либо «матричный метод».
Для организаций с большим количеством работников, сложными процессами и т.д. каждый метод следует подбирать под поставленные задачи. И нужно помнить: чем опаснее работа, тем точнее должен быть метод оценки связанных с ней опасностей.
Чтобы найти подходящий метод, можно воспользоваться рекомендациями Минтруда из приказа № 926 от 28.12.2021.
Как оценить выявленные опасности. У каждого метода своя методика и формулы расчёта. Ожидаемо различаются они не только названиями.
Например, матричный метод предполагает построение матрицы. На горизонтальной оси откладывается вероятность, а на вертикальной — последствия. В ячейках матрицы указывается значение риска, вычисляемое по формуле «вероятность × последствия».
Например:
- опасность: падение с высоты;
- вероятность: высокая (3);
- последствия: тяжёлые (3);
- риск: 3 × 3 = недопустимый (9).
Примеры расчётов для других методов можно найти в уже упоминавшихся рекомендациях Минтруда из приказа № 926 от 28.12.2021.
При этом большинство методов можно комбинировать между собой или дополнять один другим — получится комплексный подход. Например, можно применить матричный метод на этапе предварительного отсева «некритичных» опасностей, а затем рассчитать уровни рисков от значимых опасностей методом дерева решений.
Этап № 5. Управление рисками.
Необходимо подготовить план мероприятий, которые снизят или полностью устранят риски. Примерный образец находится в Приложении № 16 к приказу Минтруда № 926. В него входят следующие шаги.
Шаг № 1. Исключение опасной или вредной работы. Приоритетная мера управления рисками — начинать следует с неё. Нужно по возможности полностью исключить источник опасности и собственно опасную работу.
Способы реализации разнятся от организации к организации и зависят от многих факторов: например, где-то не будет иного выбора, кроме как полностью исключить присутствие людей и заменить их автоматикой.
Шаг № 2. Замена опасных элементов менее опасными. Есть ситуации, когда исключить опасные материалы, вещества, процессы и т. д. попросту не выйдет. Тогда их нужно заменить на похожие по функционалу, но менее опасные для работников.
Например, отказаться от легковоспламеняющегося растворителя в работе и заменить его: использовать краски на водной основе, а для очистки поверхностей применять воду или пар под давлением.
Шаг № 3. Ограничение опасностей с помощью инженерных решений. Иначе говоря, необходимо изолировать людей от источников опасности. Например, установка средств коллективной защиты.
Шаг № 4. Реализация организационных методов. К ним относятся:
- сокращение продолжительности рабочего времени;
- предоставление регламентированных перерывов;
- ротация работников, занятых на вредных операциях;
- оформление нарядов-допусков на выполнение работ повышенной опасности;
- уменьшение количества работников, подвергающихся риску травмирования за счёт более эффективного планирования работ, путей движения и так далее;
- производственный контроль соблюдения требований охраны труда;
- применение знаков безопасности.
Шаг № 5. Использование средств индивидуальной защиты. Если после предыдущих 4 шагов остались действующие опасности и риски, их следует контролировать применением СИЗ. Выдача СИЗ происходит на основе единых типовых норм с учётом результатов СОУТ и ОПР.
Какие документы должны быть по итогам оценки рисков?
В законодательстве нет чёткого перечня документов, которые должны оказаться на руках у работодателя после завершения процедуры. Конечный набор зависит от многих факторов: выбранного метода, пожеланий работодателя, привлекалась ли сторонняя организация для работы и т.п.
Примерный список документов будет выглядеть так:
- положение о проведении оценки профрисков в организации;
- приказ о создании комиссии по оценке рисков;
- реестр идентифицированных опасностей;
- карты оценки рисков;
- реестр средних и высоких рисков;
- перечень мероприятий для снижения или контроля уровней рисков;
- заключение с результатами процедуры.
Где можно применить результаты оценки рисков?
Оценка профессиональных рисков предоставляет руководству подробную и актуальную информацию о существующих рисках на рабочих местах. На основе этих данных можно улучшить условия труда, внедрить культуру безопасности или в целом подтянуть безопасность труда.
С 1 сентября 2023 года результаты оценки рисков также необходимы для выдачи средств индивидуальной защиты. Этого требует новый порядок выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), связанный с появлением Единых типовых норм. Работать с ними придётся всем организациям, где выдают средства защиты.
Суть новых требований — СИЗ можно выдавать лишь на основе «норм выдачи». Этот документ составляется на основе Единых типовых норм, результатов оценки рисков и СОУТ. Таким образом для всех организаций, где выдают СИЗ, теперь жизненно важно регулярно проводить оценку рисков — от её результатов зависит соблюдение новых требований.
Ответственность за отсутствие оценки профессиональных рисков
За непроведение оценки профрисков предусмотрена административная ответственность. В части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ приведены следующие штрафы:
- до 5 000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
- до 80 000 рублей для юридических лиц.
Если не обеспечить работников СИЗ по Единым типовым нормам, то работодателя также ждут штрафы на основании части 4 статьи 5.27.1:
- до 30 000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
- до 150 000 рублей для юридических лиц.
25.12.2024