Подготовили для вас простой алгоритм с большим количеством подробностей — он поможет выстроить СУОТ на предприятии по актуальным требованиям законодательства в 2023 году.
Краткий алгоритм действий:
- Назначьте ответственных и распределите обязанности
- Разработайте положение о СУОТ
- Проведите предварительную проверку и пропишите политику по охране труда
- Оцените эффективность
- Организуйте контроль
Назначение ответственных и распределение обязанностей
Для начала распределите обязанности и зоны ответственности. К примеру, работодатель может формировать общую политику по охране труда и выделять ресурсы, а руководители структурных подразделений — управлять рисками. Работники же могут помогать выявлять опасности и вносить предложения по улучшению условий труда. Чтобы назначить ответственных, издайте приказ.
А все обязанности нужно закрепить в локальных правовых актах. Например, в:
• положении о СУОТ;
• трудовом договоре;
• должностной инструкции работника.
Разработка положения о СУОТ
Ориентируйтесь на примерное положение о СУОТ из приказа Минтруда от 29.10.2021 № 776н, а также на информацию из ГОСТов, например: ГОСТ 12.0.230-2007. Укажите следующие разделы:
• Общие положения
• Политика и цели по охране труда
• Планирование СУОТ
• Обеспечение функционирования СУОТ
• Распределение обязанностей
• Функционирование СУОТ
• Управление документами СУОТ
• Оценка результатов деятельность
• Улучшение функционирование СУОТ
• Заключительные положения
Также включите в положение процедуры, направленные на поддержание функционирования СУОТ. Обратите внимание: некоторых может не быть в вашей организации — например, нет нужды выдавать молоко за вредность, если спецоценка не установила вредный класс условий труда. В таком случае раздел просто не указывается в положении.
Спецоценка условий труда
На какие документы ориентироваться: Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Что установить в процедуре:
порядок формирования комиссии по проведению СУОТ;
обязанности и ответственность членов комиссии;
порядок проведения процедуры и проведения специализированной организации.
Оценка профрисков
На какие документы ориентироваться: возможно, но не обязательно, на положения приказа Минтруда от 28.12.2021 № 926. Они носят чисто рекомендательный характер.
Что установить в процедуре: порядок выявления опасностей, оценки уровней профессиональных рисков, их снижения.
Организация медосмотров и освидетельствования работников
На какие документы ориентироваться:
приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н;
постановление Правительства от 23.09.2002 № 695.
Что установить в процедуре: порядок проведения медосмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников.
Обучение по охране труда
На какие документы ориентироваться: постановление Правительства № 2464.
Что установить в процедуре: как проходят инструктажи, стажировка, обучение, проверка знаний по охране труда.
Выдача средств индивидуальной защиты, смывающих и обеззараживающих средств
На какие документы ориентироваться: приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н.
Что установить в процедуре:
• порядок, как выявлять потребность и обеспечивать СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами;
• как учитывать, хранить, дезактивировать, стирать и ремонтировать СИЗ.
Обеспечение работников молоком «за вредность», другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием
На какие документы ориентироваться: приказ Минтруда от 12.05.2022 № 291н.
Что установить в процедуре: порядок предоставления продуктов работникам.
Обеспечение режимов труда и отдыха работников
Что установить в процедуре: мероприятия, которые предотвращают возможность травмирования работников или заболевания из-за переутомляемости. Например, добавить в течение дня ещё два перерыва по 15 минут.
Реагирование на аварии, микротравмы, несчастные случаи и профзаболевания
На какие документы ориентироваться:
• Трудовой кодекс РФ — статьи 228, 229, 230 и 231;
• приказ Минтруда от 20.04.2022 № 223н;
• приказ Минтруда от 15.09.2021 № 632н.
Что установить в процедуре: внутренний порядок расследования аварий, микротравм, несчастных случаев и профзаболеваний.
Какие ещё процедуры нужно включить в положение о СУОТ
• Санитарно-бытовое обеспечение работников.
• Обеспечение социального страхования работников.
• Взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля.
Предварительная проверка и написание политики в области охраны труда
- Проведите предварительную проверку состояния охраны труда в организации. Обратите внимание на квалификацию и степень обученности работников, проанализируйте результаты мероприятий по охране труда. Проверьте, обеспечены ли работники СИЗ, молоком за вредность и т.п.
- Пропишите политику в области охраны труда. Ориентируйте на пункты с 9 по 12 примерного положения о СУОТ. Укажите в политике цели, задачи, мероприятия и плановые показатели по охране труда, которые хотите достигнуть за год. Разместите её на сайте, информационных стендах. Информируйте о ней работников — на обучении, инструктаже перед началом работы и т.д.
Оценка эффективности СУОТ
При оценке эффективности ориентируйтесь на ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования».
В оценке эффективности вам помогут результаты внутренних аудитов, результаты расследования несчастных случаев и профзаболеваний. Также обращайте внимание на результаты проверок надзорных органов и жалобы от сотрудников и клиентов.
По результатам оформите отчёт об анализе функционирования СУОТ. При его составлении ориентируйтесь на пункты с 66 по 69 примерного положения о СУОТ.
Организация контроля СУОТ
Контроль поможет получать регулярную обратную связь от подразделений.
Существует несколько видов контроля: постоянный, периодический, реагирующий, трехступенчатый, а также внутренний аудит. Например, периодический подойдёт для регулярно повторяющихся процедур: обучения, оценки рисков и т.п. А реагирующий — для учёта и анализа несчастных случаев и профзаболеваний.
Результаты контроля СУОТ оформите документально в виде отчета о результатах контроля выполнения корректирующих действий.
12.07.2023