В обязанности работодателя входит принятие мер по предупреждению травматизма и заболеваний. В права работодателя входит возможность возместить часть потраченных на это средств за счёт взносов в Социальный фонд России. В статье расскажем про все нюансы этой процедуры.
Нормативные правовые акты
Основной регулирующий документ процесса возмещения средств — приказ Минтруда от 14.07.2021 № 467н с поправками из приказа Минтруда от 27.02.2023 № 101н.
За какие мероприятия можно вернуть средства
Всего можно вернуть деньги за 14 мероприятий.
- Проведение специальной оценки условий труда.
- Приведение уровней воздействия вредных и / или опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие нормам.
- Обучение по охране труда для ряда категорий работников.
- Приобретение СИЗ.
- Санаторно-курортное лечение работников, занятых на «вредных» работах.
- Обязательные периодические медицинские осмотры.
- Обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников.
- Приобретение алкометров и алкотестеров для предрейсовых осмотров.
- Приобретение тахографов.
- Приобретение аптечек для оказания первой помощи.
- Приобретение разнообразных устройств наблюдения за безопасностью технологических процессов, в т.ч. на подземных работах.
- Приобретение приборов, устройств и оборудования для обучения.
- Приобретение приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих безопасное ведение горных работ, в рамках модернизации основных производств.
- Обеспечение работников на «вредном» производстве бесплатным молоком или другими равноценными пищевыми продуктами.
На что обратить внимание при выборе мероприятий для возврата средств из СФР
Обязательно откройте приказ № 467н и ознакомьтесь с «мелким шрифтом» в пункте 3 — некоторые расходы нельзя возместить. Например, сюда относятся затраты на средства индивидуальной защиты:
- изготовленные за пределами Евразийского экономического союза — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России.
- произведённые в России, но без заключения Минпромторга.
Сколько можно возместить
20% от суммы страховых взносов, которые организация выделила на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за прошлый год. Но эта сумма увеличится до 30%, если вы отправляли на санаторно-курортное лечение сотрудников предпенсионного возраста (пункт 2 приказа № 467н). При этом обязательно сверьте цифры, которые предоставила ваша бухгалтерия, с теми, которые предоставят специалисты фонда — в случае ошибки придётся переделывать весь пакет документов.
Что учесть, чтобы СФР не отказал в возмещении
Есть четыре основных момента:
- право на возмещение есть только у работодателей, которые не имеют долгов по взносам в фонд;
- в документах не должно быть недостоверных сведений;
- если у СФР элементарно закончились запланированные средства — вас ждёт отказ, поэтому не тяните с мероприятиями и подачей заявления;
- сам комплект документов быть полным, т.е. соответствовать требованиям из пунктов 5 и 6 приказа № 467н.
Какие документы необходимо подготовить, чтобы согласовать возмещение средств
В комплект необходимых документов входит пять документов.
- Заявление о финансовом обеспечении (Приложение № 1 из приказа ФСС от 07.05.2019 г. № 237).
- План финансового обеспечения предупредительных мер.
- Документ, подтверждающий запланированное мероприятие, средства за которое можно возместить. Это может быть копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников; соглашение по охране труда; выписка из коллективного договора. Также необходимо предоставить документы для обоснования финансового обеспечения. Полный перечень подобных документов перечислен в пункте 6 Приказа № 467н.
- Документы, которые подтверждают затраты на предупредительные мероприятия по охране труда.
- Эти документы необходимо подать до 1 августа текущего календарного года.
Какие документы необходимо предоставить, чтобы получить возмещение средств из СФР
До 15 декабря текущего календарного года необходимо предоставить в СФР заявление о возмещении произведённых расходов и отчёт об использовании сумм страховых взносов. Образец заявления вы найдёте в Приложении № 14 из приказа ФСС от 04.02.2021 г. № 26. На проверку документов у специалистов фонда есть 10 дней, а на информирование о принятом решении — ещё 3 дня. Если все документы в порядке, то СФР направит деньги по реквизитам вашей организации.
02.10.2023