В статье разбираем все основные аспекты стратегической сессии: как провести, кого пригласить, в чём её отличие от других инструментов и какие ошибки на корню зарубят любую сессию.
28 ноября 2025
Загрузка...
10 минут на чтение
28 ноября 2025
Загрузка...
10 минут на чтение
В статье разбираем все основные аспекты стратегической сессии: как провести, кого пригласить, в чём её отличие от других инструментов и какие ошибки на корню зарубят любую сессию.
Стратегическая сессия или стратсессия — особый формат групповой работы, в ходе которого высшее руководство и ключевые специалисты:
Стратсессия может помочь в решении любого вопроса, который подразумевает долгосрочное планирование и сложные цели. К таким ситуациям относятся, например:
Нельзя сказать, что стратегическая сессия стоит выше или ниже планёрок либо совещаний — скорее это инструмент другого порядка. Для наглядности смоделируем ситуацию.
Ситуация |
Одно из подразделений не выполняет установленные показатели, что негативно влияет на всю компанию. Есть признаки, что это повторится. |
| Чем поможет совещание | В моменте собраться и обсудить действия на ближайший период.
Это реактивный подход |
Чем поможет стратегическая сессия |
Проанализировать первопричины происшествия, перестроить систему так, чтобы они в принципе не могли произойти.
Это проактивный подход |
Главная цель стратсессии — определить направление развития и сформировать единое видение будущего среди ключевых участников объекта обсуждения.
Цель достигается через решение ряда более мелких задач. Они зависят от направления, по которому проводится сессия. Но суть всегда та же:
Эффективность сессии во многом зависит от правильного подбора участников. На ней точно должно присутствовать две категории сотрудников:
№ 1. Сотрудники, которые могут и хотят принимать решения. Это собственники, топ-менеджмент, руководители направлений. Задача этих людей — делать всё возможное для внедрения решений, нести ответственность за их последствия.
№ 2. Линейные руководители, ключевые сотрудники и эксперты. Предоставляют видение ситуации «изнутри», помогая соотнести стратегические планы с возможностями и целями своих команд. Либо привлекаются для обсуждения узких вопросов, так как обладают специализированными знаниями.
Ключевой критерий здесь — не количество, а компетентность и полномочия. На сессии не должно быть больше 20 человек, поскольку тогда могут возникнут проблемы с продуктивной дискуссией. Поэтому важно пригласить ещё одного специалиста.
Любой стратсессии нужен модератор. Либо, как его ещё называют, фасилитатор, модератор-фасилитатор и другие разновидности. Суть неизменна: это человек, который будет направлять обсуждение, подстёгивать участников к соблюдению регламентов и не давать им отвлекаться на посторонние темы.
Ключевые задачи модератора-фасилитатора можно обозначить так:
Компания может выбрать и обучить внутреннего модератора либо привлечь внешнего специалиста.
Как бы парадоксально это ни звучало, но ключевой этап стратсессии — не проведение сессиии, а подготовка. От того, насколько хорошо проведена предварительная работа, будет зависеть и результат самой стратсессии, и реализация всего обговоренного на ней.
Хорошая подготовка состоит минимум из 4 шагов. По необходимости их можно расширять, но уменьшать не стоит.
Шаг № 1, сбор данных. Необходимо подготовить аналитическую базу, собрать информацию, показатели.
Затем крайне желательно провести интервью с предварительными участниками: получить обратную связь о тех проблемах, которые будут на обсуждении, понять какое отношение к ним у участников. Суть этих интервью — чтобы на обсуждение уже пришли готовые люди, которые не будут ухватывать суть по ходу дела.
Шаг № 2, формулировка ключевых проблем. Они должны быть конкретными и самыми значимыми. Это те проблемы, которые нужно решить в первую очередь.
За раз лучше брать не больше трёх проблем. Их в любом случае будет больше, поэтому лучше сконцентрироваться и хорошо проработать часть, чем плохо — все.
Шаг № 3, вовлечение топов. Всех участников с полномочиями нужно правильно замотивировать и донести до них ценность стратсессии. Лучше всего — если удастся собрать и предоставить им краткий отчёт с результатами по итогам первых двух этапов.
Шаг № 4, определение состава участников и приглашение фасилитатора. Говорит само за себя: финальный проход по списку участников, исключение потенциальных раздражителей и незаинтересованных людей.
Здесь желательно учитывать и особенности мышления сотрудников. Те, кто умеет абстрагироваться и видеть картину целиком, обычно более полезны на стратсессии.
В конце остаётся только решить организационные вопросы:
В образцовой стратсессии в том или ином виде будет минимум 7 этапов.
Этап 1, открытие и вступительное слово. Объявление целей, регламента и правил работы. Знакомство и «разогрев» участников для создания атмосферы открытого диалога.
Шаг 2, анализ текущей ситуации. Презентация подготовленной аналитики, обзор разных аспектов текущей ситуации. Помогает сформировать общее понимание отправной точки.
Шаг 3, формирование видения будущего. Определение желаемого состояния компании в стратегической перспективе.
Шаг 4, генерация идей и поиск решений. Креативный этап, часто проходящий в формате мозгового штурма в мини-группах. Важно соблюдать правила: не критиковать, не драться, записывать все идеи, развивать предложения коллег.
Шаг 5, отбор и приоритизация идей. Отжим наилучших решений из множества сгенерированных. Происходит через обсуждение, презентацию и голосование по установленным критериям.
Шаг 6, создание плана действий. Декомпозиция выбранных стратегий в конкретные задачи, определение сроков, ответственных и ресурсов. Установка ключевых показателей.
Шаг 7, подведение итогов и закрытие. Формулировка выводов, фиксация договоренностей и сбор обратной связи от участников.
Качественно проведенная сессия должна завершиться не просто обсуждением, а чётко сформулированными и задокументированными результатами. Вот несколько примеров, какими они могут быть.
Материальные результаты:
Нематериальные результаты:
Их достаточно много — но ниже приведены те из них, которые окажут наиболее разрушительный эффект.
Отсутствие четких целей. Обсуждение превращается в разговор ни о чём, решения размыты и не имеют приоритета.
Слабая подготовка и отсутствие аналитики. Решения принимаются на основе интуиции, а не данных, что снижает их обоснованность.
Отсутствие вовлечённости у топов. Если собственник или генеральный директор не вовлечен в стратсессию и находится на ней для галочки, то пострадает эффективность как самой стратсессии, так и результатов после.
Последнюю проблему, однако, проще всего решить: достаточно объяснить выгоды от стратсессии, как она влияет на эффективность, снижает операционные риски — в том числе лично для этого человека.
28.11.2025
У нас работают cookie-файлы и метрические программы (Яндекс.Метрика, Ройстат, пиксель ВК Реклама). Они нужны для аналитики, безошибочной работы сайта и удобства его использования. Оставаясь на сайте и нажимая кнопку «Принять всё», вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных указанными метрическими программами и cookie-файлами в соответствии с политикой обработки.