Разбор от экспертов: способы эффективного проведения инструктажей
12 марта 2024
Загрузка...
7 минут на чтение
Разбор от экспертов: способы эффективного проведения инструктажей
В статье расскажем, как превратить инструктажи в нескучное событие, при этом выполнив поставленные цели: передать работнику необходимые знания и убедиться, что они надолго отложатся в его голове. Вишенка на торте: при этом удастся сократить затраты времени у всех заинтересованных сторон.
Рыбакова Алина
Эксперт в области разработки образовательных материалов, методист образовательных программ
Самойлов Виктор
Эксперт компании «Деловой» в области охраны труда и производственной безопасности, преподаватель
Анонсы новых статей, подборки лучших материалов и другие полезные письма. Всё — бесплатно, а мы обещаем не надоедать письмами
Что такое инструктаж с точки зрения охраны труда
Инструктаж — важная для системы управления охраной труда процедура, подразумевающая передачу знаний работнику. Происходит путём разъяснения правил поведения, алгоритмов работы и разглашением иных сведений, которые пригодятся в процессе работы. Обязательная проверка знаний и фиксация результатов в конце инструктажа подтверждают то, что работник на самом деле прошел его.
В сфере охраны труда выделяют пять разных видов инструктажей, проводимых в зависимости от ситуации.
Вводный инструктаж. Проводят в день приёма на работу для новых работников, командированных в организацию и практикантов. Инструктаж проводит уполномоченный сотрудник, специалист по охране труда или организация, оказывающая услуги по охране труда.
Первичный инструктаж. Проводит непосредственный руководитель до начала самостоятельной работы сотрудника — т.е. до обучения и проверки знания требований охраны труда и стажировки на рабочем месте. Обязателен для всех работников и практикантов. Офисных служащих и их руководителей разрешено освободить от этого инструктажа.
Повторный инструктаж. Его проводят как минимум раз в шесть месяцев, чтобы закрепить знания, полученные на первичном инструктаже.
Внеплановый инструктаж. Проводит непосредственный руководитель работника после аварии, изменения законодательства по охране труда и в других случаях, установленных Порядком № 2464.
Целевой инструктаж. Проводят перед началом работ для всех, кто связан с их выполнением. Например, перед тем, как поручить сотруднику работу, не связанную с его должностными обязанностями, ему нужно провести целевой инструктаж.
Проблемы, связанные с проведением инструктажей
Основополагающих проблем можно выделить несколько.
На инструктажи уходит много времени. В качестве примера обратимся к вводному инструктажу. В зависимости от области деятельности, специфики предприятия и программы инструктажа он может длиться от десяти минут до нескольких часов. Например, в нашей практике был случай: на одном нефтеперерабатывающем предприятии вводный инструктаж длился в среднем четыре часа.
На время инструктажа также влияет выбранный формат проведения: обычно это лекция. В таком случае специалисту нужно тратить немало времени просто ради того, чтобы проговорить весь объём информации. Затем будут неизбежные вопросы и проверка знаний, которым также потребуется уделить время.
Давайте посчитаем: в один день на заводе появились две группы рабочих-новичков и десяток посетителей. Им всем требуется вводный инструктаж. Первых без него не допустят до работы, вторых — до цели визита. Итого, если на каждую группу рабочих потратить по часу, а на каждого посетителя — по десять минут, то три часа сорок минут рабочего дня уйдёт только на инструктажи. Это много.
Частое повторение информации или проблема «попугайчика». Одну и ту же информацию придётся часто повторять в случае высокой текучки, множества новых сотрудников или просто частых инструктажей. Это даёт дополнительную ментальную нагрузку на проводящего инструктаж, а заодно повышает вероятность ошибок, оговорок и так далее с его стороны.
Низкое вовлечение слушателя в процесс инструктажа. Знания особенно трудно получать, если инструктаж построен в форме «монолога». Например, когда ответственный монотонно зачитывает положения из нормативных документов или просто показывает презентацию со стенами мелкого текста. И всё.
Отсутствие наглядности. Для максимального эффекта от обучения или инструктажа в нём должны быть элементы, которые позволят работнику легко переложить теорию на реальную жизнь. Их отсутствие или наоборот, использование неподходящих примеров, сведёт на нет получение знаний.
Как сделать инструктажи эффективней
В этом случае наибольший результат принесёт подход «взять всё и улучшать поэтапно». Иначе говоря, необходимо одновременно проработать: формат инструктажа, подход ответственного, а также вопрос — «как напоминать сотрудникам о полученных знаниях»?
С первым всё просто и это также самый важный шаг на пути к повышению эффективности. Исходя из проблем, которые мы обозначили выше, идеальный инструктаж:
Сведёт затраты сил и времени участников к минимально требуемому. В разумных пределах, конечно же. Например, если вводный инструктаж состоит из теоретической части и знакомства с производством, то теорию можно сократить за счёт отказа от длинных лекций, использования конспектов и множества других путей.
Позволит максимально вовлечь сотрудника в инструктаж. За счёт того, что он инвестирует больше своих сил и времени в инструктаж, количество и качество полученных знаний знаний вырастет.
Будет максимально наглядным, понятным и позволит работнику легко переложить знания, которые он получил, на реальную работу.
Ниже расскажем про форматы проведения инструктажей, которые сочетают в себе эти качества.
Какие форматы подойдут для повышения эффективности инструктажей
В компании «Деловой» мы разработали три новых формата, которые сокращают время прохождения инструктажа, наглядны и вовлекают работника в процесс обучения:
видеоролики;
анимационные ролики;
интерактивные презентации.
Инструктажи в формате видео. В таком формате инструктаж представляет из себя просмотр одного или нескольких видео, каждое из которых посвящено отдельной теме. Он сильно упрощает жизнь ответственного: запустили видео для работников, провели беседу по итогам, а затем — проверка знаний.
Видео уже давно зарекомендовало себя в обучении за счёт наглядности и того, с какой лёгкостью оно увлекает зрителя. Ведь просмотреть короткий ролик куда проще, чем собственными силами одолеть несколько десятков страниц текста.
рассказываем сложные темы простым и ясным русским языком, который поймут и специалисты, и обычные рабочие;
съёмки проходят в организации — так ситуации в видео будут ближе к зрителю, что хорошо сказывается на восприятии информации;
постановочные кадры, закадровый голос, графические вставки и другие «возможности» видео улучшают запоминание.
Инструктажи в формате анимационных роликов. Это очень близкий к видео формат, который сохраняет все его преимущества, но поставляется в другой оболочке: вместо реальных кадров используются отрисованные вручную и анимированные изображения.
С помощью такого подхода можно легко визуализировать сложные или специфические процессы или ситуации. За счёт этого создаётся яркое, понятное и запоминающееся работнику обучение.
При их разработке мы не используем типовые решения, поскольку каждый ролик создаётся с нуля и адаптируется под специфику организации. Наши художники отрисовывают здания, помещения, форму работников и многие другие детали. За счёт этого действие роликов происходит в знакомой обстановке, поэтому работники лучше понимают материал и легче перекладывают его на практику.
Инструктажи в формате интерактивных презентаций. Интерактивная презентация или интерактивное задание — это формат, который превращает обучающегося в активного участника обучающего процесса. Материалы, предоставленные заказчиком, мы перерабатываем таким образом, что для каждой «страницы» или «слайда» задаётся возможность взаимодействия. Это может быть как элементарное «отметь лишнее в ряду», так и полноценный диалоговый тренажёр.
Таким образом слушатель обязан двигать обучение вперёд и активно «исследовать» его. Он начинает уделять процессу гораздо больше внимания и сил, сильнее, чем обычно, вникать в тему. За счёт этого работник получает знания, которые останутся с ним надолго.
Способы напоминать сотрудникам о требованиях охраны труда после завершения инструктажа
Половина успеха — провести инструктаж, другая половина — убедиться, что после него в голове сотрудника остались знания и они не забудутся со временем.
Чтобы обеспечить агитацию требований охраны труда, рекомендуем использовать разные визуальные материалы. Например в нашей компании специалисты разработали следующие решения для этой цели.
Плакаты по направлениям безопасности труда. Развешенный комплект плакатов подойдёт как для кабинета инструктажей, так и для стендов в организации. Благодаря им у рабочих будет перед глазами регулярное напоминание о важности соблюдения требований охраны труда. Главное — регулярно тасовать плакаты между собой, чтобы на них не переставали замечать.
Комиксы по охране труда. Как бы парадоксально ни звучало, комиксы также нашли своё применение в охране труда. Это графическая зарисовка, которая посвящена конкретной ситуации и раскрывает её правильное решение.
Такой формат особенно популярен у более молодого поколения, которое выросло на комиксах, но на деле он способен вовлечь зрителя любого возраста благодаря красочным иллюстрациям и наличию сюжета.
Бонус: что может сделать ответственный за инструктаж, чтобы повысить его эффективность
Наши эксперты выделили пять советов, которые помогут сделать инструктаж запоминающимся и действенным.
Говорите просто о сложном. Нет смысла нагружать работников сложными терминами, аббревиатурами, труднозапоминаемыми названиями — их вряд ли запомнят. С другой стороны, объяснение своими словами «на пальцах» скорее всего отложится у работников в голове.
Ведите диалог с работником. Самый простой способ повысить качество инструктажа — начать работать со слушателями. Например, можно спросить что-то простое: «всё ли понятно?», «нужно ли что-то разъяснить ещё?». Также можно рассказать о какой-либо ситуации, произошедшей в организации, а потом попросить слушателей разобрать ошибки и попробовать объяснить правильные действия.
Используйте свой опыт из практики. Реальные случаи лучше, чем теоретические ситуации. История о выбитом глазе из-за отсутствия очков запомнится слушателям лучше, если она произошла в вашей практике. А история, когда воображаемый слесарь остался без воображаемого глаза по той же самой причине — не очень.
Рассказывайте не только о несчастных случаях, но и о счастливых. В дополнение к предыдущему пункту: разбавляйте истории с трагическим исходом ситуациями, когда соблюдение требований охраны труда сохранило здоровье человека. Кому-то выбило глаз? Плохо! Но каска сохранила чью-то голову после падения гаечного ключа? Это ведь прекрасно! Именно за счёт такого контраста между исходами и получится живой, хорошо запоминающийся пример.
Используйте элементы игры. Работник лучше усвоит знания, если отработать с ним описываемую ситуацию на практике. Например, рассказывая про действия в случае несчастного случая, можно распределить нескольким слушателям разные роли: пострадавшего, свидетеля, руководителя пострадавшего и т.п. Затем рассказать каждому, что ему необходимо делать в такой ситуации и разобрать её от и до.