Обучение, услуги и IT-решения в сфере охраны труда и производственной безопасности
Обучение, услуги и IT-решения в сфере охраны труда и производственной безопасности
Обратный звонок
Закажите обратный звонок и менеджер перезвонит вам в течение 15 минут в рабочее время Москва 05:00 - 13:45 Томск 09:00 - 17:45 Владивосток 12:00 - 20:45

    Все нюансы и особенности оценки профессиональных рисков в 2023 году

    За последние десять с лишним лет роль оценки профессиональных рисков (ОПР) значительно выросла, превратившись в одну из важнейших составляющих системы управления охраной труда (СУОТ). Недавние изменения законодательства 1 сентября 2023 года не затронули процедуру напрямую, но значительно повысили её важность.  

     

     

     

     

    Прежде чем мы перейдём к подробному разбору процедуры, кратко обозначим основные изменения, произошедшие с ней:

    1. 2011 год — в Трудовом кодексе вводятся определения «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». 
    2. 2016 год — установлен порядок проведения оценки рисков, классифицированы опасности в утверждённом Типовом положении о системе управления охраной труда (Приказ Минтруда от 19.08.2016 N 438н). 
    3. 2019 год — Роструд отнёс оценку профессиональных рисков к базовым процедурам СУОТ, заодно указав, в каких иных процедурах могут быть использованы результаты ОПР (приказ Роструда от 21.03.2019 № 77). 
    4. 2021 год — Минтруд добавляет практически во все правила по охране труда обязанность оценивать риски, которые могут причинить вред здоровью работника.
    5. 2022 год — вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ, где работодателя обязывают систематически выявлять, анализировать и оценивать опасности и профессиональные риски. ОПР, иначе говоря, становится обязательной процедурой и это зафиксировано законодательно.
    6. 2023 год — расширяют список процедур, где нужно применять результаты оценки рисков: теперь, чтобы выдавать средства индивидуальной защиты, работодателям придётся провести ОПР.

     

     

    Что такое профессиональный риск?

    Официальное толкование термина приводится в статье 209 ТК РФ. Это «вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья».

     

    Если по-русски, то во время выполнения своих обязанностей любой работник может как-то пострадать: получить травму, профессиональное заболевание или даже погибнуть. Вероятность, что он пострадает, и есть «профессиональный риск».

     

     

    Что такое оценка профессиональных рисков? 

    Оценка рисков — это процедура, которая помогает понять:

    • что угрожает сотруднику во время работы и из-за чего это происходит;
    • что произойдёт, если своевременно не заняться проблемой;
    • насколько высок шанс происшествия и как его уменьшить.

     

    Сама по себе оценка профессиональных рисков является частью системы управления профессиональными рисками: её конечная цель — не просто выявить и оценить риски, а контролировать и снижать их уровни, либо ликвидировать полностью. Официальное определение этого понятия приведено в Трудовом кодексе, статья 209: «комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков». Управление профессиональными рисками — неотъемлемая часть СУОТ.

     

     

     

    Кто проводит оценку рисков? 

    Оценку профессиональных рисков может проводить как сам работодатель, так и сторонние организации. И, в отличие от специальной оценки условий труда, никаких требований со стороны закона к последним нет: организации не обязаны состоять в реестрах и иметь какие-то специальные лицензии. Тем не менее, даже если привлечь сторонних экспертов для проведения процедуры, личного участия в ней не избежать: ряд шагов предполагает участие руководителя или хотя бы высокопоставленного специалиста, например, согласование плана по снижению уровня рисков.

     

     

    Методы оценки рисков

    Всего в мире существует около 100 методов анализа и оценки рисков. В России в основном рассматривают утверждённые ГОСТ Р 58771-2019 методы, которых порядка 40 — но даже такого количества достаточно для любых задач и типов организаций. В реальности же наибольшей популярностью пользуется всего несколько методов: 

    • контрольные листы;
    • матричный метод; 
    • анализ «галстук-бабочка»; 
    • метод Файна-Кинни.
    • метод анализа «дерево решений»; 
    • SWIFT;
    • анализ эффективности затрат.

     

    Мы рекомендуем подбирать метод под поставленные задачи, комбинируя их при необходимости: например, матричный метод дополнять методом Файна-Кинни. Чтобы найти подходящий метод, можно воспользоваться рекомендациями Минтруда из приказа № 926 от 28.12.2021.

     

     

    Как проводить оценку профессиональных рисков?

    Оценка рисков проводится в четыре этапа: 

    • подготовка;
    • идентификация опасностей;
    • оценка выявленных опасностей;
    • управление рисками.

     

    Подготовка. В основном на этом этапе разрабатываются все необходимые документы, в том числе: 

    • приказ о проведении оценки профессиональных рисков;
    • перечень рабочих мест, подлежащих оценке профессиональных рисков.

     

    Идентификация опасностей. Необходимо выявить все опасности, которые могут угрожать в процессе выполнения рабочих обязанностей, а также идентифицировать их источники. По итогам этой процедуры формируется и утверждается реестр выявленных опасностей. 

     

    Оценка выявленных опасностей. На этом этапе выбирают метод, исходя из поставленных задач, оценивают профессиональные риски и составляют карты рисков для каждого рабочего места.

     

    Управление рисками. Необходимо подготовить план мероприятий, которые снизят или полностью устранят риски. План также необходимо реализовать. А как же без этого?

     

     

    Какие документы должны быть по итогам оценки рисков? 

    В законодательстве нет чёткого перечня документов, которые должны оказаться на руках у работодателя после завершения процедуры. Конечный набор зависит от выбранного метода, привлечения подрядчика, пожеланий работодателя и т.п. Примерный список документов будет выглядеть так: 

    • положение о проведении оценки профрисков в организации;
    • приказ о создании комиссии по оценке рисков;
    • реестр выявленных опасностей;
    • карты оценки рисков;
    • реестр средних и высоких рисков;
    • перечень мероприятий для снижения или контроля уровней рисков;
    • заключение с результатами процедуры.

     

     

    Где можно применить результаты оценки рисков?

    Оценка профессиональных рисков предоставляет руководству актуальную и качественную информацию о существующих рисках на рабочих местах. Это невероятно полезные данные, на основе которых можно улучшить условия труда, внедрить культуру безопасности или в целом «подтянуть» охрану труда.  С 1 сентября 2023 года результаты оценки рисков также необходимы для выдачи средств индивидуальной защиты. Этого требует новый порядок выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), связанный с появлением Единых типовых норм. Работать с ними придётся всем организациям, где выдают средства защиты.

    Суть новых требований — СИЗ можно выдавать лишь на основе «норм выдачи». Этот документ составляется на основе Единых типовых норм, результатов оценки рисков и СОУТ.  Таким образом для всех организаций, где выдают СИЗ, теперь жизненно важно регулярно проводить оценку рисков — от её результатов зависит соблюдение новых требований.

     

     

    Ответственность за отсутствие оценки профессиональных рисков

    За непроведение оценки профрисков предусмотрена административная ответственность. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает следующие штрафы:

    • до 5 000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
    • до 80 000 рублей для юридических лиц.

     

    Если не обеспечить работников СИЗ по Единым типовым нормам, то работодателя также ждут штрафы на основании части 4 статьи 5.27.1:

    • до 30 000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
    • до 150 000 рублей для юридических лиц.
    Остались вопросы? Оставьте контакты и специалист оперативно ответит на них!