За последние десять с лишним лет роль оценки профессиональных рисков (ОПР) значительно выросла, превратившись в одну из важнейших составляющих системы управления охраной труда (СУОТ). Недавние изменения законодательства 1 сентября 2023 года не затронули процедуру напрямую, но значительно повысили её важность.
Прежде чем мы перейдём к подробному разбору процедуры, кратко обозначим основные изменения, произошедшие с ней:
Официальное толкование термина приводится в статье 209 ТК РФ. Это «вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья».
Если по-русски, то во время выполнения своих обязанностей любой работник может как-то пострадать: получить травму, профессиональное заболевание или даже погибнуть. Вероятность, что он пострадает, и есть «профессиональный риск».
Оценка рисков — это процедура, которая помогает понять:
Сама по себе оценка профессиональных рисков является частью системы управления профессиональными рисками: её конечная цель — не просто выявить и оценить риски, а контролировать и снижать их уровни, либо ликвидировать полностью. Официальное определение этого понятия приведено в Трудовом кодексе, статья 209: «комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков». Управление профессиональными рисками — неотъемлемая часть СУОТ.
Оценку профессиональных рисков может проводить как сам работодатель, так и сторонние организации. И, в отличие от специальной оценки условий труда, никаких требований со стороны закона к последним нет: организации не обязаны состоять в реестрах и иметь какие-то специальные лицензии. Тем не менее, даже если привлечь сторонних экспертов для проведения процедуры, личного участия в ней не избежать: ряд шагов предполагает участие руководителя или хотя бы высокопоставленного специалиста, например, согласование плана по снижению уровня рисков.
Всего в мире существует около 100 методов анализа и оценки рисков. В России в основном рассматривают утверждённые ГОСТ Р 58771-2019 методы, которых порядка 40 — но даже такого количества достаточно для любых задач и типов организаций. В реальности же наибольшей популярностью пользуется всего несколько методов:
Мы рекомендуем подбирать метод под поставленные задачи, комбинируя их при необходимости: например, матричный метод дополнять методом Файна-Кинни. Чтобы найти подходящий метод, можно воспользоваться рекомендациями Минтруда из приказа № 926 от 28.12.2021.
Оценка рисков проводится в четыре этапа:
Подготовка. В основном на этом этапе разрабатываются все необходимые документы, в том числе:
Идентификация опасностей. Необходимо выявить все опасности, которые могут угрожать в процессе выполнения рабочих обязанностей, а также идентифицировать их источники. По итогам этой процедуры формируется и утверждается реестр выявленных опасностей.
Оценка выявленных опасностей. На этом этапе выбирают метод, исходя из поставленных задач, оценивают профессиональные риски и составляют карты рисков для каждого рабочего места.
Управление рисками. Необходимо подготовить план мероприятий, которые снизят или полностью устранят риски. План также необходимо реализовать. А как же без этого?
В законодательстве нет чёткого перечня документов, которые должны оказаться на руках у работодателя после завершения процедуры. Конечный набор зависит от выбранного метода, привлечения подрядчика, пожеланий работодателя и т.п. Примерный список документов будет выглядеть так:
Оценка профессиональных рисков предоставляет руководству актуальную и качественную информацию о существующих рисках на рабочих местах. Это невероятно полезные данные, на основе которых можно улучшить условия труда, внедрить культуру безопасности или в целом «подтянуть» охрану труда. С 1 сентября 2023 года результаты оценки рисков также необходимы для выдачи средств индивидуальной защиты. Этого требует новый порядок выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), связанный с появлением Единых типовых норм. Работать с ними придётся всем организациям, где выдают средства защиты.
Суть новых требований — СИЗ можно выдавать лишь на основе «норм выдачи». Этот документ составляется на основе Единых типовых норм, результатов оценки рисков и СОУТ. Таким образом для всех организаций, где выдают СИЗ, теперь жизненно важно регулярно проводить оценку рисков — от её результатов зависит соблюдение новых требований.
За непроведение оценки профрисков предусмотрена административная ответственность. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает следующие штрафы:
Если не обеспечить работников СИЗ по Единым типовым нормам, то работодателя также ждут штрафы на основании части 4 статьи 5.27.1: